Крупные платформы электронной коммерции - маркетплейсы (МП) - представляют собой удобные торговые площадки. На их витринах могут выставлять продукцию разных брендов торговцы любых категорий: компании-производители, владельцы небольших магазинов, перекупщики. На маркетплейсах можно выбирать самые ходовые товары и продавать их через свой сайт или через партнерские программы. Рассказываем, как выгоднее пользоваться площадками электронной коммерции.
Что такое маркетплейс простыми словами
Крупный онлайн-гипермаркет или маркетплейс — сервис, где встречаются продавцы и покупатели, они заключают оптовые сделки или совершают розничные продажи и покупки.
Работая на таких площадках, компании могут экономить на:
- аренде офиса, торгового зала, склада — маркеты предоставляют онлайн-витрины и офлайн-площади для хранения продуктов;
- логистике — упаковка, доставка тоже производится за их счет;
- рекламе, привлечении трафика — сервис сам рекламирует товары клиентов.
Аналитики компании Data Insight прогнозируют в ближайшие несколько лет ежегодный прирост онлайн-торговли до 25%. К 2023 году половина всех продавцов будет присутствовать на маркетплейсах.
К сведению пользователей — помимо маркетов, где можно продать и купить товары, к МП-площадкам относят разные сервисы:
- По продаже услуг — биржи фриланса (TopFreelancer, Kwork, Freelancehunt); биржи копирайтинга (eTxt, ContentMonster, Text.ru, Advego, Turbotext), сервисы такси (Яндекс, Uber).
- По продаже информации и нематериальных благ — магазины приложений Google Play и App Story, стрим-сервисы Twitch и Spotify, фотобанки со стоковыми фото.
- Доски объявлений с ежедневной многомиллионной посещаемостью — Юла, Авито.
- Финансовые и инвестиционные биржи, площадки краудфандинга — Planeta.ru, Маркетплейс ЦБ, Поток, Город денег, Boomstarter.
Но чаще всего маркетплейсы ассоциируются с местом, где можно купить промышленные или продовольственные товары.
Как работают маркетплейсы
В отличие от обычного интернет-магазина такие площадки e-commerce сами ничего не продают. Они лишь создают условия для работы продавцов, для продажи товаров, для доставки покупок.
Любой человек может стать продавцом — для этого нужно:
- Изучить требования каждой площадки, выбрать лучшую, по его мнению.
- Зарегистрироваться на платформе, получить доступ в личный кабинет.
- Заполнить анкету со сведениями о продавце.
- Для каждого товара создать карточки с описанием и фотографией.
- Подготовить прайс своих продуктов (фид в формате YML, CSV или Excel), загрузить его на сайт.
- Получить одобрение модератора после проверки всех данных.
- Привести продукцию для продажи на склад маркетплейса или оставить на своем складе, если он есть.
- Получать деньги за каждый проданный товар.
Чтобы стать продавцом маркета, необязательно иметь свой магазин и свой сайт, но нужно открыть ИП или ООО, либо получить статус самозанятого лица, закупить товары и начать бизнес. При наличии своего сайта на платформе JetBlog его легко подключить к маркетплейсу и заниматься продажами с его помощью.
Любой человек может стать постоянным покупателем МП. На таких площадках собраны товары разных продавцов, легко сравнить цены и выбрать лучшие из нескольких предложений.
Как купить товар на маркетплейсе
Онлайн-площадки схожи с офлайн-маркетами. На одном сайте можно закупить много полезных товаров за одно посещение. Их удобно выбирать, просто введя название в поисковую строку.
В приведенном примере можно выбрать определенный бренд, тип и цвет конструктора, серию, материал, количество элементов, особенности игрушки. Выставить фильтры по цене. Указать срок доставки. Оформить заказ.
На любом сайте можно получить подсказки в виде облака тегов и предложений по аналогичным товарам.
Многие площадки предлагают скидки. При выборе товаров на Wildberries можно их купить по акции по цене на 10–70% ниже. На некоторых страницах Ozon есть кнопка «Хочу скидку» — можно озвучить продавцу, по какой цене вы хотите что-то купить, и получить персональную скидку. Если в течение 48 часов ответ не поступит, заявка автоматически отклоняется.
СберМегаМаркет проводит акции «Гарантии лучших цен». Если покупатель находит в интернете товар дешевле, он получает на свой счет бонусы в виде разницы в цене. На Wildberries проходят подобные акции «Нашли дешевле» и предоставлен список магазинов, с которыми можно сравнивать цены. Удастся найти дешевле, получите скидку.
Почему маркетплейсы так популярны
- Каждая крупная площадка предлагает миллионы разных продуктов от известных брендов России и мира, от малоизвестных производителей, которые только начали выходить на рынок.
- Покупатели могут в одном месте купить все и сразу, не тратя время на посещение нескольких интернет-магазинов, торгующих каким-либо одним видов товаров — детскими игрушками, мужской одеждой или бытовой техникой.
- Большое количество продавцов — можно выбрать того, кто предложит лучшую скидку. Если в карточке ее процент не указан, можно напрямую спросить владельца, сколько он готов уступить.
- Некоторые партнеры маркетплейсов такие мелкие, что их можно найти только на таких площадках. Даже если у них есть свои сайты, им трудно попасть на страницы выдачи поисковых систем. Если точно не знать название компании, ее невозможно отыскать в бесконечном море продавцов.
- Легко сравнивать цены, не заходя на сайты магазинов. Каждый сервис сразу показывает все имеющиеся товары с указанием новинок, стоимости, скидок.
- Можно купить недорого красивые вещи из прошлогодних и позапрошлогодних коллекций, которые уже невозможно отыскать в бутиках.
- Маркетплейс объединяет все покупки одного пользователя в одну доставку. Покупателю не придется долго ожидать и встречать разных курьеров.
- При курьерской доставке из небольшого магазина на примерку дается ограниченное время, не более 15 минут. Если вещь не подошла, все равно нужно оплачивать услуги по доставке. В пунктах вывоза маркетплейса можно примерять вещи бесплатно и отказаться от покупки, не оплачивая доставку.
- Если оформить подписку, на почту будут приходить предложения со скидками, что позволит постоянно делать покупки по сниженным ценам, экономить бюджет.
- Чем выше процент заказанных и выкупленных товаров, тем больше скидки на последующие покупки.
- Участвуя в накопительной бонусной системе, можно оплачивать только часть заказа, а оставшуюся сумму покрывать бонусами.
- Постоянные клиенты получают дополнительные скидки и подарки ко дню рождения или к праздникам.
- Легко экономить на доставках, если самостоятельно забирать заказы в постаматах или в пунктах самовывоза.
Чем маркетплейс лучше интернет магазина
На любом маркетплейсе намного больше товаров и продавцов, чем в самом крупном супермаркете, принадлежащим одной компании (одному бизнесмену). МП заинтересован в продажах, он выступает в роли посредника между разными продавцами (крупными/мелкими компаниями и физическими лицами) и покупателями.
Магазины сами делают выручку, маркетплейсы получают проценты (комиссионные) с продаж за предоставление площадки, за свои услуги, за проведение рекламных кампаний. Купить товары можно непосредственно на МП (в отличие от сайтов-агрегаторов) или на официальном сайте продавца. Это зависит от того, какую модель торговли выберет ИП, ООО или самозанятое лицо.
Небольшому магазину трудно попасть в ТОП, о его существовании знает лишь небольшое количество покупателей. Крупные российские маркетплейсы, которые попали в наш рейтинг, знают все. Они занимают верхние строчки на страницах выдачи. Их легко найти через поиск, даже если неправильно ввести название (например, Vildberies, Валберрис, Валдбериез, Вайлдберис вместо Wildberries или алиэспрес вместо AliExpress).
Сложно самостоятельно продвигать маленький магазин. Но, если его название будет мелькать на маркетплейсе, его легко запомнят покупатели, будут чаще заходить на сайт. Компания получит больше клиентов без крупных расходов на рекламу.
Крупные сервисы помогут начать торговлю с нуля даже тем продавцам, у которых нет ни магазина, ни своего сайта, ни склада для хранения товаров, ни транспорта и курьеров для доставки покупок. Аналитику продаж легко отслеживать в своем личном кабинете на МП.
Освоившись на российских маркетплейсах, предприниматели могут выходить на крупные зарубежные рынки и работать под эгидой крупных брендов.